18-й съезд КПК – неожиданностей вновь не произошло
В Пекине завершился 18-й съезд Коммунистической партии Китая (КПК). Вопреки всем предсказаниям, завершился без неожиданностей.
Впрочем, неожиданности предсказывались в основном представителями мировой прессы, которых на это раз съехалось в Пекин рекордное количество. А также комментаторами, которые традиционно эти неожиданности предсказывают – тайваньскими, гонконгскими и западными экспертами (прежде всего китайского происхождения). У них работа такая – рассуждать о тайных пружинах и подводных течениях в китайской политике. И традиционно предсказывать, что вот сейчас произойдет что-то такое, что перевернет монотонный и планомерный ход событий в Китае с ног на голову.
В этот раз прогноз основывался на неожиданном смещении со всех постов одного из заметных и сравнительно молодых руководителей КНР Бо Силая весной этого года.
Отстранение Бо Силая было связано с коррупционным скандалом в подведомственном ему городе Чунцине, крупнейшем по площади и одном из крупнейших по населению мегаполисе КНР (7,5 млн человек, более 30 млн вместе с пригородами), а также с тем, что его жена была обвинена в убийстве британского бизнесмена и приговорена к смертной казни с отсрочкой исполнения (довольно обычная мера в Китае – именно такой приговор был вынесен в свое время жене Мао Цзэдуна Цзян Цин после его смерти и отстранения от власти «банды четырех»). Кстати, резкий скачок в развитии этого города, бывшего глухой провинцией Китая в южной части провинции Сычуань, связан прежде всего с тем, что именно здесь в годы антияпонской войны находилось Гоминьдановское правительство и сюда были эвакуированы основные промышленные мощности восточного Китая, оккупированного японцами.
Эта отставка, а затем и начало судебного разбирательства уже над самим Бо Силаем, а также перенос сроков очередного съезда КПК (с сентября на ноябрь) дали повод говорить о серьезных разногласиях внутри китайского руководства, вновь напомнить о проблемах китайской экономики и о том, что бурное и успешное развитие страны достигло своего предела или даже зашло в тупик.
Что касается тупика, то об этом я уже писал на сайте (а также о других мифах, связанных с Китаем). Что же касается разногласий, то они, разумеется, есть. Тем не менее, та система смены власти, которая была опробована в свое время Дэн Сяопином и с его легкой руки превратилась в традицию (постепенная передача власти от действующего Генерального секретаря и председателя КНР своему преемнику в течение 10 лет), пока продолжает действовать. Позволяя сохранять стабильность власти и ее плановую сменяемость.
Соответственно, имя того, кто заменит руководившего Китайской Народной республикой в течение десять лет Ху Цзиньтао, было известно уже достаточно давно – специалисты говорили об этом почти все десять лет, в течение которых Ху руководил Китаем, для всех остальных он выступал в качестве преемника уже на протяжении нескольких лет. Это Си Цзиньпин, которого относят к группе так называемых «наследных принцев» (он сын Си Чжунсюня, одного из соратников Дэн Сяопина). То есть детей высокопоставленных руководителей Китая, получивших хорошее образование и имеющих одновременно опыт работы, в том числе самой низовой (поскольку в годы Культурной революции их родители были в большинстве своем репрессированы, им пришлось испытать все тяготы жизни, в том числе и в деревне). Кстати, к этому кругу относился и уже упомянутый Бо Силай, являющийся сыном известного деятеля КПК Бо Ибо.
Достаточно давно известно и имя его напарника – будущего премьера Госсовета (премьер-министра) – им должен стать нынешний вице-премьер Ли Кэцян.
Впрочем, ни один, ни второй пока своих постов не заняли – съезд является лишь началом процесса передачи власти и официального утверждения. Поэтому Генеральным секретарем ЦК КПК Си Цзиньпин станет лишь по окончании заседания Пленума ЦК 15 ноября, в четверг. А председателем КНР – весной на сессии ВСНП (китайского парламента). Тогда же Ли Кэцян сменит Вэнь Цзябао на посту премьера. Пока на съезде оба выбраны в состав ЦК.
И на этом по поводу персоналий можно было бы завершить, если бы не одна любопытная задачка, которую уже сейчас пытаются решить «спецы» по внутренней политике Китая: кто из вновь введенных в состав ЦК людей через очередные десять лет сменит Си Цзиньпина и Ли Кэцяна. Но, поскольку я никоим образом к специалистам по внутренней политике Китая не отношусь, мне эта задачка не под силу.
Впрочем, даже не являясь специалистом, могу сказать, что стратегия развития Китая от персоналий зависит еще в меньшей степени, чем в США. Она зависит от задач, стоящих перед страной и от их понимания руководством страны, вырабатывающим данную стратегию. И эти задачи и пути их решения были вполне четко обозначены в докладе Ху Цзиньтао съезду – дальнейшее ужесточение борьбы с коррупцией (в связи с чем дело Бо Силая вряд ли будет спущено на тормозах, а скорее всего, станет показательным), подчинение темпов роста ВВП задачам гармонизации экономики (в том числе и за счет планового снижения этих темпов, о котором в Китае говорят все последние годы) и гармонизации жизни (путем ликвидации социальных диспропорций и дальнейшего роста уровня жизни), всемерное усиление внимания к экологии. Что касается последнего, то здесь можно отметить, что задача построения «экологической цивилизации», которая уже со времени предыдущего съезда присутствует в программных документах, была введена в устав КПК.
И уже как специалист по внешней политике Китая могу добавить, что китайский подход к решению указанных проблем вызывает все большее внимание в мире. Не только в странах, которые ориентируются на Китай, но и, например, в Индии. И даже в Европе. Несмотря на то, что китайцы не устают подчеркивать, что их путь основывается, прежде всего, на учете «китайской специфики». А то, что они строят, называется «социализм китайского типа».
Именно в национальной специфике и соль. Китай плюнул на всех, работает так, как ЕМУ нужно, а не "мировому сообществу". Они нашли оптимальный способ продвигать во власть людей, преданных интересам страны, и, одновременно, способных ею руководить. Как долго китайская система будет эффективной, мы не знаем, но нам нужно построить свою, основанную на том же принципе: наверх должны попадать ТОЛЬКО преданные Стране и способные ею руководить люди. Все просто... Хм, казалось бы...