Что делают Верховные в окопах мировой войны. Николай II и Сталин: опыт символического анализа
Как мы уже сообщали, 3 июля 2016 г. в музее Калининского фронта в дер. Хорошево подо Ржевом состоялись памятные мероприятия, посвящённые годовщине воссоздания музея и 75-й годовщине знаменитого выступления И.В. Сталина «Братья и сёстры». Такое сочетание поводов естественно: ведь музей открыт именно в том доме, где Верховный останавливался в 1943 году во время одного из своих редких выездов на фронт.
Для Великой Отечественной войны прибытие Сталина в зону боевых действий – событие действительно из разряда единичных. А вот Верховный Главнокомандующий времён Первой мировой, император Николай II, был на фронтах куда более частым гостем.
О чём это говорит?..
***
…Первая половина XX века для России и Европы – это период становления т.н. «массового общества», бурное развитие промышленности и массового производства, пресловутая «стандартизация» и модернизация всех слоёв жизни различных социумов.
Ввиду этого особым является характер и обеих мировых войн. Речь идёт даже не о их небывалом размахе, массовых жертвах, колоссальных военных преступлениях. Война стала тотальной, проникающей во всех сферы жизни. Она больше не идет «где-то там», на границе или за границей: грань между внешним и внутренним фронтом начинает рушиться. Она больше не сводится к «чисто военному» противостоянию: победа становится залогом успешной мобилизации всего общества, подчинения всех его интересов единой цели.
Объективно меняется и роль военачальников, которые более не могут обозревать поле боя (ныне раскинувшееся на сотни, а порою и тысячи километров) из подзорной трубы, самостоятельно водить полки в бой и тем более сражаться на передовой. Нужны более не герои и харизматики, а скорее штабные работники «умственного труда», которые благодаря блестящим аналитическим способностям, управленческим талантам и крепкой воли, находясь за сотни километров от поля боя, смогут выстроить как можно быстрее адекватную картину происходящего, принять верные решения и привести их в исполнение.
Другими словами, в новых условиях массовой индустриальной войны появление Верховного Главнокомандующего на передовых позициях с военной точки зрения не только бессмысленно, но и даже вредно для общего дела…
…Впервые с такими новыми условиями, «требованиями времени», Россия столкнулась в годы Первой мировой войны. Однако хранимые в культурной памяти образы царей-полководцев (Александра Невского, Дмитрия Донского, Петра I) продолжали структурировать общественное восприятие, а потому пропагандисты стремились использовать их, выстраивая идеологическую политику – как им казалось – «по народным лекалам».
Весьма характерным примером является создание образа Николая II, который изначально преследовал в общем-то адекватную цель: продемонстрировать единение царя и народа, «поднявшегося против агрессоров-германцев»… Николай II в собственной репрезентации делал упор на «скромность» и «близость к простому солдату».
Однако… пребывание в Ставке привело к ослаблению контроля над ситуацией в столице как политического центра империи. Влияние же на разработку тех или иных военных операций было минимальным и сосредоточивалось в руках начальника штаба талантливого генерала М.В. Алексеева.
…В итоге поездки императора на фронт, если и могли быть успешны тактически с идеологической и пропагандистской точки зрения, то стратегически они нанесли ещё больший вред его образу, способствуя делегитимации царской власти и режима.
…Сталинское руководство учло ошибки своих предшественников. Несомненно, к 1941 г. российское общество продвинулось вперёд по пути модернизации, равным образом идеологическая работа была поставлена на более высокий уровень. Патриотическое единение, скорее, обеспечивалось за счёт близкой и понятной большинству населения идеологии, создания образа именно народных героев...
Важно отметить, что с первых дней войны Сталин пошёл по пути усиления контроля над ситуацией в стране и на фронте, централизуя власть. Как вспоминал А.М. Василевский: «В ходе Великой Отечественной войны, как пожалуй, ни в какое время, проявилось в полной мере самое сильное качество И.В. Сталина: он был отличным организатором»…