Евразийский проект как ключ к решению проблем Евросоюза
На просторах огромного Евразийского континента разворачиваются интеграционные процессы. Новый экономический союз занят развитием внутреннего рынка и построением связей с внешними партнерами — в частности, с перспективой привлечения последних к участию в экономической интеграции. В то же время в уже устоявшемся Европейском союзе ключевыми игроками проводится политика жёсткого экономического регулирования, ограничивающая возможности многих стран-участниц адаптировать национальные экономики к надгосударственным интересам. Локальные экономические кризисы, увядание местного производства — далеко не полный перечень негативных итогов великого европейского неравенства. В настоящей ситуации у Евразийского союза появляется хорошая возможность построить экономический мост в европейские национальные экономики и предложить альтернативу для обеспечения экономической безопасности в Европе.
Отсутствие равенства в ЕС и риски ближайшего будущего
Твёрдо закреплённый единый эмиссионный центр еврозоны в лице ФРГ и центры регулирования спроса и предложения в лице Франции и Великобритании осуществляют модель экономико-политической карусели, в то время как неключевые участники получают лишь те ограниченные сегменты рынка и производства, которые выпадают из этой карусели лидеров за ненадобностью. Подобный ход событий худо-бедно удовлетворял второстепенных игроков, благодаря подпитке в виде политического престижа страны-члена ЕС и ЕЭП, только в некризисные периоды. На данный момент экономика ЕС входит в фазу плавной рецессии из-за несоответствия структуры еврозоны частностям национальных бюджетов, отсутствия единой фискальной политики и неоднородности спроса. Санкционная война Европы и США с основным игроком Евразийского союза — Россией — обнажила дремлющие проблемы энергетической и товарной безопасности, о которых Брюссель вовремя не позаботился. Ушедшую в никуда продовольственную группу экспорта в Россию финансовый центр Европы компенсировать также не захотел. Всё это привело к некоторому оживлению центробежных дезинтеграционных тенденций в ЕС, активизации евроскептицизма и поиску экономических альтернатив. По сути, европейский центр оставляет свою периферию один на один с принципом «своя рубаха ближе к телу», однако продолжает навязывать периферии свою экономическую политику. Рано или поздно ситуация отразится на экономиках государств ЕС настолько значительно, что ЕЭП подвергнется ультимативному пересмотру его основных положений — вплоть до сокращения количества стран-членов еврозоны и возвращения переданных наднациональному органу политэкономических полномочий. Евросоюз рискует стать «клубом на бумаге». Ситуация вокруг проекта «Южный поток» очень наглядно продемонстрировала итоги недальновидности евроцентра, больно ударив по всем участникам.
Элиты Европы и евразийская интеграция: пути взаимовыгодного сотрудничества
Ввиду неосторожной политической игры Брюсселя национальные элиты отдельных европейских государств активно подталкивают свои правительства к диверсификации товарно-денежных отношений, в том числе в сторону ЕАС. В данной ситуации Евразии следует проводить взвешенную политику партнёрства и уделять внимание частностям политэкономии партнеров, стимулируя развитие товарообмена отдельными среднемасштабными группами товаров и услуг. Подобный подход не может обойтись без внешнеполитической поддержки и потому Россия, будучи руководящим звеном Евразийского союза, обязана задействовать рычаги дипломатического влияния. Не стоит забывать и о лоббизме как повсеместно эффективном инструменте — тем более что элиты в странах Восточной, Центральной и Южной Европы сейчас как никогда заинтересованы в политической поддержке. Нет ничего предосудительного в том, что сверхдержава и интеграционный проект, в котором она играет ключевую роль, обеспечивают себе поддержку в деловых кругах других стран — это абсолютно необходимые шаги. А, учитывая факт серьезной неопределенности элит второстепенных европейских игроков по поводу их будущего в составе ЕС, евразийская альтернатива может стать той самой взаимовыгодной точкой сближения Востока и Запада.
Не стоит забывать также и о том, что организация оборота готовой продукции в Европу автоматически принесёт в Евразию высокотехнологичное производство, что некоторым образом скомпенсирует уязвимость сектора сырьевого экспорта. ЕАС и Россия вполне способны послужить гарантом энергетической безопасности европейских партнеров при условии выделения евразийцам отдельных участков производства и экспорта готовой продукции, в которой они имеют относительное преимущество.
«Голос Америки» и евразийско-европейское сотрудничество
При планировании стратегии взаимовыгодной кооперации ЕАС и Европы необходимо учитывать, что США станет всячески препятствовать любому экономическому сотрудничеству Евразии с второстепенными европейскими игроками, не говоря уже о пресловутой фантомной оси «Берлин — Париж — Москва — Пекин». Как пример — Вашингтон аплодирует стоя заявлению о заморозке «Южного потока» и тут же предлагает альтернативу в виде газа из США либо Трансадриатического газопровода, строительство которого предлагает проспонсировать. Однако, если в энергетическом сегменте ставки слишком высоки, то в среднемасштабных товарных группах — тех самых, которые ЕАС и ЕС могут выгодно разделить — желание США завоевать рынок гораздо слабее. Поскольку на данный момент только в одной Италии около 300 тыс. рабочих мест напрямую связано с товарными отношениями с Россией, то освоение новых групп товаров и услуг лишь укрепит тыл евразийских проектов в Европе.
***
Проект ЕАС учитывает слабые стороны интеграционных проектов-предшественников, стараясь сохранить сырьевое доминирование и в то же время развить сегмент высоких технологий производства. Геополитический вес евразийских игроков уже сейчас вынуждает европейские государства к поиску эффективного взаимовыгодного диалога, и в данной ситуации усилия по приобретению лояльности западных партнеров — верная тактика. Необходимо осознать, что помощь Евразийского проекта в решении проблем Старого Света проложит путь к дальнейшим эффективным проектам и укрепит позиции ЕАС. И альтернативу следует предлагать уже сейчас.