Гражданство или этнос: ещё раз о тираспольской и кишинёвской версии Молдавии
Вице-министр внутренних дел республики Молдавия Дмитрий Урсаки представил на рассмотрение местного парламента ряд поправок в Кодекс о правонарушениях. Суть поправок сводится к усилению контроля над передвижениями жителей непризнанного Приднестровья.
Согласно предложенным нововведениям, жители Приднестровья, которые пересекают границу через Украину, минуя Молдавию, обязаны в течение 90 дней зарегистрироваться на молдавских миграционных постах, иначе их ждёт штраф (эквивалент 20 долларов). Причём норма будет распространяться как на лиц с исключительно приднестровским гражданством, так и на приднестровцев, имеющих второе гражданство Украины, России, Румынии и других стран.
Иными словами, всех обладателей приднестровских паспортов заставят пересекать границу только на пунктах пропуска, граничащих непосредственно с Молдавией.
Законы vs популизм
В одной из своих недавних статей я сравнивал деятельность парламентов Приднестровья и Молдавии. Если приднестровский законодательный орган является местом гражданской и политической консолидации (что не исключает внутренних дискуссий), то парламент молдавский в последнее время развил бурную деятельность по принятию одиозных, раскалывающих общество решений.
Например, молдавский парламент запрещает использование коммунистической символики. И это при том, что одной из самых популярных партий Молдовы является коммунистическая, использующая серп и молот в качестве своей эмблемы.
Ещё молдавские парламентарии выдвинули очередной дискриминационный закон в отношении русского языка, при этом защищая государственный — вот только не молдавский, а румынский.
Теперь молдавскому парламенту предстоит рассмотреть ещё один «серьёзный» вопрос — как подвергнуть приднестровских (по совместительству российских, украинских) граждан унизительной бюрократической процедуре.
Понятно, что инициатива молдаван, по крайней мере, в первое время окажется весьма прибыльной: найдётся большое количество тех, кто предпочтёт заплатить 20 долларов штрафа, лишь бы не тратить время на поездку до молдавского миграционного поста и регистрацию.
В условиях, когда Молдавию разрывают проблемы внешнеполитического выбора, национальной идентичности, сдачи суверенитета Румынии, нарастания сепаратистских настроений в Гагаузии, самое время подкинуть ещё одну будоражащую народ кость.
Гражданство vs этнос
Молдавия и Приднестровье представляют собой две версии одного, по сути, государства.
Напомню, что в Советском Союзе Молдавская республика возникла на территории нынешних Приднестровья и Украины. Контролируемые же сегодняшней Молдавией земли не входили в неё вовсе: Западная Молдавия в тот момент находилась под властью Румынии. Воссоединение произошло лишь в 1940 году, после Бессарабского похода Советской армии.
В дальнейшем молдавская союзная идентичность развивалась достаточно успешно — говорить о конфликтах между Западной и Восточной Молдавией не приходилось даже на бытовом уровне.
Однако кровопролитные конфликты конца 80-х — начала 90-х изменили ситуацию: Молдавия разделилась и стала собственно Молдавией и Приднестровьем.
Вопрос гражданства, поднятый молдавским вице-министром, отнюдь не прост и требует понимания того, что исторически вкладывается в это понятие в молдавском и приднестровском толковании.
Начиная с провозглашения независимости Молдавии под молдавским гражданством подразумевалась этническая принадлежность. «Хороший гагауз — мёртвый гагауз», «Русских — в Днепр, евреев — за Днепр» — такими были популярные в 90-ые годы лозунги среди молдавских националистов.
Чтобы реализовать свои цели, молдавские националисты были готовы на всё: и на ассимиляцию национальных меньшинств, и на потерю государственной территории (что, собственно, и произошло с отколовшимся русскоязычным Приднестровьем).
Приднестровье же пошло иным путём. Приднестровскую нацию решено было строить на гражданских началах — три языка (русский, молдавский и украинский), три народа, единое культурное и политическое поле.
Естественно, факт существования приднестровского гражданства очень сильно раздражал молдавское руководство.
Кишинёвские власти неустанно повторяли, что на самом деле никакой приднестровской идентичности нет, равно как нет и самого Приднестровья на политической карте мира, следовательно, приднестровское гражданство — филькина грамота, которую «несчастные и угнетаемые молдаване» с левого берега тут же выбросят, как только появится возможность.
Но вышло иначе.
Приднестровская независимость и право носить приднестровский паспорт, даже если он ничего и не значит в рамках современного международного права, — предмет гордости жителей левого берега. Им, конечно, приходится просить вторые паспорта у России или Украины, но от своего родного приднестровского паспорта они не отказываются, надеясь, что когда-нибудь Приднестровье станет признанным государством.
А что касается «предсказаний» молдавского руководства, то добавить можно лишь одно: несмотря на официальный статус Молдавии и высокомерное отношение к непризнанному Приднестровью, жители «национально правильной Молдавии для молдаван» с удовольствием и лёгкостью заменяют свои паспорта на румынские или российские.
Но Молдавия сама выбрала такой путь.
***
С каждым годом инициативы молдавского руководства становятся всё более агрессивными. Определённые компромиссы, достигнутые за два года нахождения у власти в Приднестровье президента Евгения Шевчука, почти сведены на нет ксенофобской политикой Кишинёва.
Надо понимать, что последние инициативы молдаван о регистрации или штрафе в случае, если закон будет поддержан молдавскими парламентариями, касаются уже не только вечно унижаемых приднестровцев.
Они напрямую бьют по России и Украине, чьи граждане вынуждены будут сталкиваться с унизительной дискриминацией.
Понятно, что руки молдавских авантюр растут из Бухареста. Однако в третий раз переформатированная прорумынская хунта с ходу объявила о своих агрессивных намерениях.
Выполняя чужие указания, Молдавия может расшатать и без того не самое стабильное положение дел в регионе.
Хотя, возможно, в этом и заключается истинная цель происходящего.
фото: REUTERS