Концерт окончен, или «Марсианские напевы»
Президентские выборы ещё не начались, а киевскую власть уже трясёт. Ещё в марте текущего года, первым из длинного перечня кандидатов объявив свой поход за булавой-2010, Леонид Черновецкий с тех пор утратил интерес как к песенному творчеству, так и к большой политике. Одновременно музыкальные дилеры утверждают: диск «Лёня Черновецкий «Марсианские Напевы – The Best (2009)» среди лидеров продаж в этом сезоне.
Антимэрскую фронду в Верховной Раде Украины на этот раз возглавили представители «вражеских» фракций: депутат Кирилл Куликов от НУНС и Инна Богословская от Партии регионов. Первый возглавляет «Временную следственную комиссию Рады по вопросам расследования обстоятельств нарушения Конституции Украины и законов Украины, принятия противоправных решений должностными лицами Киевского городского совета и его исполнительного органа», работе которой всецело способствует председатель профильного радовского комитета экс-мэр Киева Александр Омельченко.
Госпожа Богословская совсем недавно объявила о своем походе за президентской булавой и, похоже, будет вести войну на два фронта: против Тимошенко и Черновецкого одновременно. Президентские амбиции уже стоили ей исключения из Партии регионов. Пикантности ситуации придает то, что оба – и Черновецкий и Богословская – родом из первой столицы. Только Инна Германовна продолжает ассоциировать себя с Харьковом, а Леонид Михайлович уже мыслит себя исключительно как «коренной киевлянин в первом поколении».
9 июня, как заявили Богословская и Куликов, в парламенте должно было состояться голосование проекта постановления об отстранении Леонида Черновецкого от должности председателя Киевской городской государственной администрации. Но неожиданно этот вопрос не был включён в повестку дня. Богословская на пресс-конференции на следующий день обвинила в проведении «тайной византийской политики» одного из заместителей спикера парламента.
Последующие «прочерновецкие» голосования практически в полном составе самой большой оппозиционной фракции ясно показывают, на кого намекала народный депутат. Кирилл Куликов уже традиционно занудно обвинил мэра Киева и его управленческую команду в победе «воинствующего жлобства». Когда менеджмент столицы, по его мнению, не понимает, как должна развиваться инфраструктура города. Сторону оппозиционеров занял депутат Киеврады от «Блока Кличко», экс-руководитель «Киевэнерго» Иван Плачков. К сожалению, его обличительным речам явно не хватало «энергетических» доказательств.
10 июня Верховная Рада была очень активна на «киевском направлении». Довольно неожиданно 228 голосами «за» был поддержан отчет Временной следственной комиссии, в котором прозвучал призыв к Виктору Ющенко отстранить Леонида Черновецкого от исполнения мэрских полномочий на время работы комиссии, то есть аж до 11 ноября. Вряд ли Виктор Андреевич прислушается, но само результативное голосование симптоматично. Почти в полном составе «против» проголосовала фракция Партии регионов. Один голосовавший «за» от регионалов – вовсе не Богословская (sic).
БЮТ почти поголовно, кроме двоих отсутствующих и одного воздержавшегося, проголосовал положительно. Депутат Семинога, поздравительными «бигмордами» которого обвешано пол Киева не мог не нарадоваться единству фракции. Традиционно разобщёно НУНСовцы – 47 «за». С ожесточением отчёт поддержали коммунисты. Главным «киндер- сюрпризом» выступили литвиновцы. Они сначала почти в полном составе поддержали внесение этого вопроса в повестку дня, но потом в ходе голосования, по сути, все свои голоса слили, предполагая, что решение не будет принято. Увы, Владимир Литвин здесь просчитался. Ровно на два голоса.
Уже в другом «столичном» голосовании 10 июня Блок Литвина не играл «втёмную». В первом чтении парламент 245 «за» проголосовал многострадальный закон о внесении изменений в закон «Про столицю України – місто-герой Київ» (новая редакция). В законе много новых принципиальных моментов. Начиная от двухтуровых выборов городского головы и заканчивая утверждением исполнительных органов Киевского горсовета и райсоветов столицы, которые избираются и подотчетны исключительно соответствующим радам. Четко определены границы компетенции Киевсовета и Киевской госадминистрации.
События в Верховной Раде вызвали некоторую обеспокоенность в мэрии, но не более того. Леонид Черновецкий к комментариям не снизошел. «Постановление Верховной Рады о рекомендации президенту Украины Виктору Ющенко о временном отстранении Леонида Черновецкого не имеет никаких юридических последствий и носит рекомендационный характер», – заявила 12 июня сопредседатель депутатской фракции Блока Черновецкого Алла Шлапак. В пресс-службе Киевской горгосадминистрации назвали решение парламента «неуважением к волеизъявлению территориальной громады Киева на выборах столичного градоначальника в мае 2008 года».
Самоуверенности Черновецкому и его «тимуровцам» придает решение КС, пролонгировавшего полномочия киевской власти на последующие 2,5 года, а также умиротворенное отношение самого Ющенко, преподносящего действия киевских властей, как невинные шалости, которые сразу исчезнут, как только будут устранены «некоторые недостатки в деятельности столичной власти». Заместитель главы Секретариата Президента Марина Ставнийчук, курирующая правовое направление и выборы, на пресс-конференции 15 июня заявила, что об отстранении Черновецкого не может быть и речи.
Настоящим диссонансом на фоне бессилия, импотенции и безволия разрозненной антимэрской оппозиции, а также непоколебимости позиций Леонида Черновецкого, выглядит позиция отстоявшего свой пост министра юстиции Николая Онищука. «Конституционный Суд Украины должен объяснить, может ли президент Украины Виктор Ющенко уволить Леонида Черновецкого с должности председателя Киевской горгосадминистрации (КГГА)», указал он на выход из создавшейся ситуации. Оказывается, в существующем разъяснении КС относительно того, что председателем КГГА может быть назначен только избранный мэр, ничего не говорится об увольнении.
Непростая задача, однозначно. Истолковать, кто имеет право уволить мэра, избранного киевской громадой на всеобщих выборах. Но нет сомнения, что Конституционный Суд в состоянии справиться и с этой казуистически немыслимо сложной задачей.