Литва превратила слуг нацистов в "жертв нацизма"
В Вильнюсе Литовский национальный союз молодежи организовал шествие в память о расстрелянных немцами военнослужащих т.н. "Литовского местного полка". Литовские СМИ описывают это как дань памяти жертвам нацизма.
"Литовский местный полк был вооруженным формированием, созданным для восстановления Литовского государства, - пишет литовское агентство DELFI. - Его начали формировать, когда 16 февраля 1944 года
главнокомандующий отряда генерал Повилас Плехавичюс по радио обратился к литовской молодежи и призвал ее вступать в полк и бороться за восстановление независимой Литвы. Местный полк действовал на всей территории Литвы, его возглавляли литовские военные. Весной 1944 года, когда немцы потребовали, чтобы полк перешел на их сторону, началась демобилизация полка. 17-21 мая 1944 года 86 воинов полка были расстреляны в Панеряй".
Вам в этом рассказе ничего не кажется странным и удивительным? Не подозреваете ли вы, что здесь имеют место какие-то недомолвки?
Я расскажу, о чем умолчали литовские журналисты.
Начну с мелочи. Название формирования, о котором идет речь, с литовского на русский язык переводится не "Литовский местный полк", а "Местная дружина Литвы" (Lietuvos Vietinė rinktinė). На немецком же языке это формирование называлось Litauische Sonderverbände - "Литовское специальное соединение". Почему у формирования, созданного, якобы, "для восстановления независимой Литвы" было немецкое название?
Все очень просто: потому что создание этого формирование проводилось под руководством немцев.
Соглашение о создании "Местной дружины Литвы" было достигнуто 13 февраля 1944 года на совещании, в котором помимо генерала Плехавичюса принимали участие высший руководитель СС и полиции в рейхскомиссариате "Остланд" обергруппенфюрер СС Фридрих Еккельн и руководитель СС и полиции в Литве бригадефюрер СС Герман Харм. По всей видимости, Еккельн и Харм были неравнодушны к идее "восстановления независимости Литвы", поскольку обязали все немецкие учреждения оказывать Плехавичюсу помощь в создании "Местной дружины" и наборе добровольцев.
Вскоре было сформировано 13 батальонов "Местной дружины" общей численностью около 10 тысяч человек. Вооружали эти батальоны, естественно, немцы. Батальоны участвовали в борьбе с советскими
партизанами и польскими формированиями Армии Крайовой. В том числе, на территории Белоруссии.
В мае 1944 года Еккельн напрямую подчинил себе формирования "Местной дружины" в качестве вспомогательных батальонов полиции; военнослужащих начали переодевать в немецкую форму. Литовские коллаборационисты во главе с Плехавичюсом хотели сохранить над частями свой контроль, однако как только они отказались выполнять приказ, их арестовали.
Часть формирований "Местной дружины" разбежалась, часть подчинилась немцев, несколько десятков человек было расстреляно, больше сотни - арестовано. Этим история "Местной дружины" и закончилась.
Конечно, расстрелянных военнослужащих "Местной дружины" можно назвать "жертвами нацистов". Однако при этом нужно не забывать, что перед тем как стать жертвами, эти люди были активными нацистскими пособниками.