McAfee: Киберпреступники предпочитают виртуальные валюты
Рост популярности цифровой анонимной валюты биткоин вызвал всплеск кибератак с последующими требованиями выплат выкупа за возвращение персональных данных и разблокировку компьютеров. Транзакции должны быть проведены, соответственно, в цифровой валюте.
Об этом, согласно сообщению The Financial Times, говорится в очередном отчёте McAfee. Такие выводы были сделаны на основании данных прошлого квартала, согласно которым за этот период отмечено более 300 тыс. подобных инцидентов.
Правонарушители предпочитают биткоины, поскольку их хождение значительно труднее отследить, чем реальные деньги, ведь пока виртуальная валюта не переведена на банковскую карту или же не обналичена, она остаётся анонимной.
Отметим, что McAfee Lab не впервые говорит о том, что развитие виртуальных валют ведёт к росту киберпреступности. Так, анонимность биткоинов позволяет покупать наркотики, оружие, незаконные услуги. Кроме того, если биткоины украдены, раскрыть это преступление вовсе не представляется возможным: так, в начале ноября текущего года австралийский сайт inputs.io, где хранились биткоины тысяч пользователей, был ограблен. В результате кражи из онлайн-кошельков исчезло 4,1 тысячи виртуальных монет. Их совокупная стоимость составляла на тот момент 1,2 млн долларов.
Совокупность этих факторов вызывает необходимость государственного регулирования, что, в свою очередь, приводит к размытию самой идеи виртуальных валют как свободной денежной единицы. Технически, конечно, биткоин не может быть просто отменён, однако его пользователи должны понимать, что, пользуясь виртуальной валютой, они рискуют. Это следует принимать во внимание и инвесторам.
Тем не менее следует подчеркнуть, что всё это практически не влияет на рост курса биткоина, да и вообще на развитие виртуальных валют. Так, всего лишь за ноябрь курс данной валюты подскочил в 400 раз, перешагнув тысячедолларовый порог. Рост продолжался вплоть до 8 декабря, когда в связи с запретом на биткоин в Китае его котировки упали более чем на 13% и достигли 900 долларов за единицу. При этом запрет распространяется лишь на юрлица. Частники могут по-прежнему пользоваться биткоинами на свой страх и риск.
Владимир Ульянов, руководитель аналитического центра Zecurion Analytics, связанного с разработкой систем корпоративной инфобезопасности, в разговоре с «Однако» высказал мнение, что риски обращения биткоинов не выше, чем при обращении любой другой — в том числе реальной — валюты.
— Что касается безопасности кибервалюты для пользователей, то, на мой взгляд, вероятность, что её украдут хакеры, весьма низка. Кибервалюта не несёт никаких особенных рисков. Виртуальные валюты и бумажные деньги похожи. Единственное, виртуальными валютами злоумышленникам легче оперировать, поскольку тут нет какого-то централизованного органа, который бы регулировал обращение этой валюты, если мы говорим о биткоинах. Меньше надзора, меньше контроля.
Например, если говорить о рублях, то в России, по-моему, 600 тысяч — та планка, по достижении которой операция тщательно отслеживается и банками, которые её осуществляют, и Центробанком.
Что касается Китая, то запрет на оборот биткоинов там связан с другой угрозой. Там появляется угроза финансовой системе страны, тем более для Китая, страны зарегулированной, в том числе и в области ИТ. Для них потерять контроль над финансовыми потоками, наверное, было бы критично. И хотя сейчас объём обращения биткоинов ограничен, но он возрастает даже не в арифметической, а в геометрической прогрессии. Стоимость этой валюты всё время растёт. Поэтому, вероятно, Китай видит угрозу в появлении и развитии подобных валют.
Если говорить в целом, то возникновение кибервалют родственно возникновению некоторых, в том числе и ИТ, стартапов. Скажем, есть компания с хорошей идеей, и реализация ничего, и люди собрались умные, но тем не менее выстрелит одна компания, а 99 других в течение нескольких месяцев схлопываются без результата. Тут такая же история. Там, где другие схлопнулись, непонятно — биткоин выстрелит или не выстрелит. В принципе, сейчас она развивается хорошо, динамика хорошая, но если государства (не только Китай, но и остальные) начнут с ней бороться, то перспективы этой валюты будут неоднозначными. Может быть, она займёт какую-то узкую нишу и будет в ней работать. Будет обслуживать интересы, например, теневой части бизнеса.