На конфликт в Южно-Китайском море: чужие доллары США всё равно считают своими
Премьер-министр Японии Синдзо Абэ попросил у президента Республики Корея Пак Кын Хе взаимодействия со своей страной и США по вопросу Южно-Китайского моря.
В частности, Абэ попросил сотрудничества по вопросу сохранения моря открытым.
По его словам, ситуация вокруг Южно-Китайского моря стала «причиной для всеобщей тревоги в международном сообществе».
Напомним: о намерении провести учения в Южно-Китайском море США заявили ещё в первой половине сентября. Однако конфликт в Сирии долгое время – весь октябрь – отвлекал внимание мировой общественности от новой точки напряжённости. А затем было заявлено, что дежурство патруля ВМФ США в непосредственной близости от территориальных вод Китая может начаться в самое ближайшее время. И таки началось.
...Всё дело, как известно, в небольшом архипелаге Спратли, расположенном в Тайваньском проливе. История этих островов довольно занимательна:
«...На них претендовал каждый, кто являлся главной военной силой в регионе. В XVI в. это были испанцы, в самом конце XIX в. они, вместе с Кубой, Пуэрто-Рико и Филиппинами, достались американцам. В 1930-х в спор за атоллы включается Китай, жители которого издавна занимались тут рыболовством, Франция, которая рассматривала их как часть своего Индокитая, и Япония, которая приступила к строительству своей империи. После окончания II Мировой войны свои претензии озвучили Южный Вьетнам и гоминьдановская Китайская Республика, а в конце 1970-х заявили о своих притязаниях Филиппины и Малайзия. В 1988 г. за контроль над Спратли даже состоялся морской бой между кораблями Вьетнама и КНР, из которого последние вышли победителем».
Сам по себе контроль над архипелагом увеличит морские границы Китая и даст контроль над акваторией Южно-Китайского моря. Неплохо. Однако искусственный намыв почвы (довольно распространённая практика в Юго-Восточной Азии) превращает архипелаг в некое подобие того, чем является Крым для РФ: непотопляемый авианосец. Вот как выглядит один из островов архипелага после небольшого ландшафтного дизайна. Что разумеется беспокоит практически все соседние страны (также имеющие военные базы на архипелаге) сразу по ряду причин. Во-первых, шельф в районе архипелага считается перспективным для добычи нефти и газа. Во-вторых, все претендующие на контроль над архипелагом (или хотя бы над его частью) в той или иной мере являются саттелитами США в регионе. Собственно этим и вызвано обращение японского премьера к президенту Южной Кореи. Сам господин Абэ заявил о поддержке американского военного присутствия возле спорного архипелага ещё неделю назад, поэтому нынешнее его обращение следует расценивать как сколачивание антикитайской коалиции. Скорее всего в ближайшее время аналогичные обращения будут адресованы главам Филиппин, Вьетнама, Малайзии. Забавно, что сама Япония при этом – единственная из противников Китая в этом споре, кто явно не претендует на острова.
Следовательно, конфликт Китая с соседями – лишь первая видимость. США раздувает этот конфликт и вмешивается в него через своих военно-политических партнёров в регионе. При этом даже не согласные с методами администрации Обамы консерваторы вполне разделяют его цели. Предлагая вместо отправки эсминцев просто ввести заградительные пошлины в отношении ряда товаров китайских производителей. Но чего боится Америка? Те же консерваторы дают откровенный ответ на этот вопрос:
«...Накопив сил, денег и нагуляв жирок на торговле с США, китайцы преобразуют свою экономическую мощь в военную, проявляя все больше стратегической напористости. Они хотят господствовать в Восточной Азии и в омывающих ее морях».
Нам стоит извлечь как минимум два урока из этих простых слов:
1. Даже те деньги, на которые США покупают у нас ресурсы, они всё равно считают своими и бывают крайне недовольны, если мы их расходуем на укрепление своей военной и экономической мощи (а не на покупку бургеров в Макдоналдсах);
2. Развивая свою экономику и армию, нам неизбежно придётся воевать с химерами США (ИГИЛ) либо вступать в противоборство с американскими саттелитами у своих границ.