Нехороший тренд
На прошедшей недавно прямой линии президенту было задано около трех миллионов вопросов. Помимо этого, миллионы людей ежедневно обращаются с различными вопросами во властные инстанции. Многие просят у государства помощи. Многие считают себя вправе чего-то требовать от власти. Никто не запрещает критиковать власть конструктивно и ругательски, для чего власть заботливо содержит соответствующие медиа. Короче, мы можем констатировать, что процедура обратной связи с управляемым народом власть реализовала надлежащим образом. И это, безусловно, хорошо.
Но на этом фоне совсем забылось, что, вообще-то, должен существовать и противоположный процесс. Власть может и должна обращаться к народу как с вопросом, так и с выражением своей воли. Для молодых людей это может показаться странным, но люди постарше подтвердят, что когда-то было именно так.
Например, прошлая власть не просто оказывала образовательные услуги, а натурально принуждала их качественно потреблять и контролировала результат. Обеспечивая гражданину рабочее место, государство нарезало ему план и драло за его выполнение. Абсолютное большинство граждан было вовлечено в общегосударственный проект, хороший ли, плохой, и это происходило во всех сферах. Конечно, граждан это напрягало, как без этого…
Покончив решительным образом с этим вопиющим тоталитаризмом, граждане обрели долгожданную свободу. Государство поставили на место и, чтобы впредь неповадно было, законодательно запретили ему иметь идеологию (т.е. проект). И как-то само-собой исчезла потребность государства в гражданах. Ну, раз в 5-6 лет власть обращается к нам с просьбой о подтверждении своей легитимности. Большего от нас не требуется. Обком больше не звонит в колокол, власть не тревожит наш душевный покой.
Среди этой идиллии находятся маргиналы, которые задаются вопросами типа «а для чего, собственно, все мы здесь сегодня собрались?». Вот вся эта куча людей – имеет ли она геополитическое обоснование на свое существование на данной территории и пользование её ресурсами. Тут всё неоднозначно.
Возможно, наша миссия – защитить свою землю в случае войны, как бывало. Но тогда почему власть не обучает нас поголовно воинским специальностям и гражданской обороне? Похоже, у неё больше надежды на этих красивых, вежливых, насквозь экипированных профессионалов.
Может, власти понадобятся наши крепкие рабочие руки и светлые головы для грандиозных прорывных проектов? Тоже мало похоже. Президент, скорее, озабочен обратным – чем занять излишек имеющихся кадров. Как иначе объяснить его план создания 25 миллионов абстрактных рабочих мест?
Правда, Д. А. Медведев как-то обмолвился, что нам надо стать успешными людьми. Уже хоть что-то! Тем более, что мы, конечно же, не против. Но вот критерии успешности остались неозвученными. Раньше для этой цели государство использовало язык культуры. К примеру, если граждане видели в кино героя – отважного летчика, то они шли в лётные училища и старались достичь успеха, совершив подвиг. Сегодня в кино... всё-всё, молчу.
Ввиду этой нашей невостребованности нам становится неловко перед министром финансов и другими уважаемыми людьми за то, что вводим их в неоправданные убытки. Хорошо, что у нашего президента доброе сердце, но нельзя же вечно злоупотреблять добротой. Неужели для нас не найдется какого-нибудь полезного применения?
Поляки вон – и те пригодились, когда стране надо было съесть много яблок назло Путину. Не к ночи будут помянуты, сознательные украинцы по призыву власти сдают для нужд АТО деньги, кровь и бытовых сепаратистов. Я тоже готов сдать и того, и другого. Беда, что никто не просит. Пока у власти без нас хватает и денег, и сепаратистов.
На самом деле это очень нехороший тренд. В природе всё бесполезное, всё, что не имеет своей ниши, неизбежно отмирает. Народ объединяет не только история и культура, а, прежде всего, общая цель. Если нет весомой причины объединить усилия – не будет объединения, не будет народа.
В. В. Путин пятнадцать лет назад вступил в должность менеджера по оказанию госуслуг. Однако вышло так, что за эти годы он приобрел неоплачиваемую общественную нагрузку – роль национального лидера. Так уж устроены эти русские, что из любого подходящего куска железа у них выходит автомат Калашникова, а из годного менеджера получается царь. Это хорошо. Значит, полдела сделано. Осталось из населения собрать народ. И, дай бог, чтобы без большой крови.
Да, статья хорошая. Это мы испытание свободой сейчас проходим. Свобода – она и есть свобода. Кто же тебя напрягать станет, если свобода? – сам и напрягайся (это я не автору, а про себя, например).
А цели есть, как же. Та же «успешность», например, или 25 миллионов мест. Можно и дороги взять, о которых Вы говорите.
Только не вдохновят они нас никогда. Нас вдохновить может не призыв начальника творить чудеса, а если начальник сам, впереди всех и на лихом коне эти чудеса творить станет, ну и нас подстегнет, разумеется. Тогда и призывать нас не надо, сами за ним пойдем, да так, что не остановишь.
Ну а свобода вожделенная – это от лукавого, безвременье для выбора. А мы пока еще ничего не выбрали.