Норвежская Statoil передала "Газпрому" свою долю в Штокмане
Норвежская Statoil сдала свою долю (24%) в компании специального назначения Shtokman Development AG основному акционеру – «Газпрому» (51%), сообщают источники. Участники проекта освоения Штокмановского газоконденсатного месторождения в Баренцевом море норвежская компания «Statoil» и французская «Total» должны были ещё в июле, по истечении срока акционерного соглашения, передать свои доли в проекте «Газпрому», но на настоящий момент это сделали только норвежцы. По словам источника агентства, Total пока не хочет этого делать и рассчитывает обсудить этот вопрос на встрече 30 августа.
По неофициальной информации, в проект может войти англо-голландская Shell.
В Statoil подчёркивают при этом, что компания предпринимает необходимые шаги в связи с истечением срока действия акционерного соглашения, что не означает, что она не заинтересована в проекте.
Представитель норвежской компании заявил в связи с этим: «Мы предпринимаем все необходимые шаги, так как акционерное соглашение истекло и не возобновлено, но это не означает, что мы не верим в проект. Мы находимся в прямом диалоге с «Газпромом» и по-прежнему нацелены на достижение соглашения по коммерческой эффективности проекта».
Кроме этого, согласно информации ещё одного источника, в июле были уволены почти все сотрудники Shtokman Development AG, которая была оператором проекта до истечения срока акционерного соглашения. Смогут ли бывшие сотрудники претендовать на работу в компании с новым составом акционеров, не уточняется.
В конце июля финансовый директор французской компании «Total» Патрик де ля Шевардье говорил, что окончательное решение по формату реализации проекта разработки Штокмановского месторождения остаётся за российским «Газпромом», подчёркивая, что компания очень заинтересована в этом проекте, но в части его реализации всё ещё есть неразрешённые вопросы.
Принятие окончательного инвестиционного решения по проекту освоения Штокмановского месторождения в последний раз было отложено до 1 июля 2012 года, однако не было принято в указанный срок. Акционерное соглашение истекло и не было возобновлено.
Ранее, в середине июля глава ОАО «Газпром» Алексей Миллер заявлял, что ожидает завершения консультаций по формату реализации проекта разработки Штокмановского газоконденсатного месторождения в Баренцевом море к началу осени.
Как уже отмечалось ранее экспертами, принятие инвестиционного решения по «Штокману» постоянно откладывается из-за неопределенности в связи с льготами, в том числе и по налогам. В конце мая текущего года президент РФ Владимир Путин не исключил, что Штокмановское месторождение может получить определенные преференции. На что глава «Газпрома» позднее заявил: «Президент сказал, что если потребуются какие-то дополнительные преференции Штокмановскому проекту, они будут предоставлены», уточнив при этом, что в таком случае льготы должны быть предоставлены до принятия окончательного инвестиционного решения.
Штокмановское газоконденсатное месторождение расположено в центре шельфовой зоны российского сектора Баренцева моря на расстоянии порядка шестисот километров к северо-востоку от Мурманска. Месторождение на сегодняшний день оценивается как одно из крупнейших в мире.
Виталий Крюков аналитик ИФД "Капиталь" сообщил Финам FM:
-- У Statoil колоссальный накопленный опыт освоения проектов в арктических морях, технологии и опыт в освоении шельфовых проектов.
По мнению аналитика «Тройки Диалог» Валерия Нестерова, по сравнению с Shell у ExxonMobil меньше шансов стать третьим иностранным участником проекта:
-- У «Газпрома» уже есть налаженное сотрудничество с Shell (компании вместе разрабатывают проект «Сахалин-2»), в то время как ExxonMobil является партнером «Роснефти», которая в некотором смысле конкурирует с «Газпромом».
Вхождение третьего партнера весьма желательно, так как у Штокмановского проекта сейчас немало рисков, включая снижающиеся цены на нефть, к которым привязаны долгосрочные контракты на поставку газа. Неопределенность в отношении рынков сбыта, и расширение состава участников поможет диверсифицировать эти риски.
Сергей Пикин, директор Фонда энергетического развития прокомментировал ситуацию для "Однако":
-- Самое важное в этом проекте – это окупаемость при тех ценах, которые есть на газ. С учётом неопределённости этих цен, каждая компания по-разному оценивает уровень рисков для себя в этом проекте. Поэтому одни компании заходят, другие выходят из него. У разных структур разная чувствительность к риску, отсюда и решения, которые они принимают.
Если все иностранные компании выйдут из Штокмановского проекта – это будет плохо. Потому что тогда у него будут чрезвычайно высокие риски. Но, думаю, что до этого не дойдёт. Пока это потенциальный проект – цены не удовлетворяют те требования, которые к нему предъявляются, поэтому он особо не продвигается.
Конечно, многое будет зависеть от позиции «Газпрома», от позиции Правительства России по преференциям этому проекту, и от ценовой ситуации в Европе. Ведь поставляемый газ будет ориентирован, в основном, на европейских производителей. На американском рынке нам в ближайшие годы делать нечего.