Парижский саммит – развивающимся странам: “Живите чистенько, но бедненько”
Климатический саммит ООН в Париже, начавший работу ещё 30 ноября, завершился в минувшие выходные. Участники подписали согласованный вариант документа, который придёт на смену действовавшему до последнего времени Киотскому протоколу. Стороны приняли на себя обязательства сократить выбросы углекислого газа, не допустить повышения среднегодовой температуры более чем на 2 градуса к концу века, а также выделить 100 млрд долл на борьбу с вредными выбросами в атмосферу (часть этой суммы покроют благотворительными взносами Б. Гейтс и М. Цукерберг).
Киотский протокол – первое глобальное соглашение об охране окружающей среды, подписанное в 1997 году. Суть соглашения заключалась в установлении для каждой из участвующих в соглашении сторон квоты в общемировом загрязнении атмосферы шестью видами газов. После чего страны брали обязательства снижать выбросы (в среднем на 6-7% за период 2008-2012 гг). В случае опережения графика излишек квот можно было продать.
Главное отличие нового соглашения в том, что в этот раз удалось склонить к принятию обязательств развивающиеся страны (соглашения Киотского протокола выполняли в основном экономически развитые страны, а также страны с переходной экономикой), а также Индию и Китай. Поэтому Парижское соглашения уже со всем правом можно называть глобальным (в работе саммита принимали участие более 190 государств).
Изменение позиции Китая связано с тем, что со времени подписания Киотского протокола прошло без малого 20 лет, за которые Китай стал второй экономикой мира – теперь он может позволить себе участвовать в таких соглашениях. В Индии же наверняка рассчитывают получить немалую часть из тех 100 млрд долл, которые в ближайшие 5 лет будут вложены в мировую экологию.
Если отвлечься от экологической риторики, можно заметить, что Парижское соглашение затрудняет создание в развивающихся странах перерабатывающих производств, связанных с выбросами в атмосферу, а также усложняет восстановление таких производств в странах с переходной экономикой. Не делает невозможными, но предъявляет к таким производствам экологические требования, более привычные для развитых держав (у которых развивающиеся страны собственно и вынуждены будут купить более экологические технологии и очистное оборудование). Развивающиеся страны в свою очередь лишаются использовать более “грязное” производство как конкурентное преимущество (снижается себестоимость продукции).
Т.о. экологическое соглашение фактически закрепляет мировое разделение труда, препятствующее производству в развивающихся странах продукции высокого передела и лишает эти страны права на индустриализацию.