Референдум по ТС в Гагаузии: технические задачи — решены, финансирование — есть, народные дружины — готовы
Референдум по ТС в Гагаузии: технические задачи — решены, финансирование — есть, народные дружины — готовы
В Гагаузии, несмотря на яростное сопротивление Кишинёва, продолжается подготовка к назначенному на 2 февраля референдуму, в ходе которого население этого региона выскажет своё мнение о внешнеполитическом векторе республики: евроинтеграция или движение в Таможенный союз, а также выскажется о возможности самоопределения автономии.
Собственно мероприятие можно условно разделить на две части. На консультативном референдуме жителям Гагаузии предлагается ответить «да» или «нет» на вопросы: «Одобряете ли Вы курс внешнеполитического вектора развития Республики Молдова, направленный на вступление в Европейский союз?» и «Одобряете ли Вы курс внешнеполитического вектора развития Республики Молдова, направленный на вступление в Таможенный союз (Россия—Белоруссия—Казахстан)?». В рамках законодательного референдума население автономии просят ответить «да» или «нет» на такой вопрос: «Согласны ли Вы принять прилагаемый проект закона АТО Гагаузия «Об отложенном статусе народа Гагаузии на внешнее самоопределение», позволяющий народу Гагаузии реализовать свое право на внешнее самоопределение в случае изменения статуса Республики Молдова как независимого государства?». Отмечается, что провести такой референдум гагаузов «подтолкнула государственная политика Румынии, открыто направленная на поглощение республики, при явном попустительстве и поддержке высших должностных лиц Молдавии».
29 января власти Гагаузии — глава автономии Михаил Формузал и председатель Народного собрания (парламента) Дмитрий Константинов — обнародовали совместное заявление, в котором отмечается следующее:
«В условиях охлаждения отношений Кишинева с Москвой, отказа властей консультироваться с народом по вопросу внешнеполитического курса страны и отсутствия аргументов в пользу европейской интеграции - становится очевидным, что правительство проводит антинациональную политику. Мы призываем жителей автономии принять участие в референдуме и проголосовать за Таможенный союз и право Гагаузии на самоопределение».
Также на этой неделе глава Гагаузии призвал примаров (мэров) населённых пунктов автономии предпринять все меры, чтобы обеспечить общественный порядок 2 февраля. Формузал поставил задачу организовать народные дружины, которые будут охранять избирательные участки и патрулировать весь населенный пункт:
«Необходимо обеспечить стабильность и порядок в населенных пунктах на этой неделе, и особенно в день голосования. Провокации могут быть с разных сторон. Мы не должны допустить провокаций и дискредитации автономии в глазах мирового сообщества. Нельзя позволить, чтобы на финишной прямой нам поставили подножку».
Глава автономии не просто заявил, а подписал распоряжение о создании дружин. Согласно документу, в состав дружин войдут, преимущественно, ветераны силовых структур непризнанной Гагаузской республики, которые были расформированы властями Молдавии. Их задача — «исключить любого рода провокации, которые могут произойти на избирательных участках».
Ещё один важный технический момент — в связи с тем, что Центральная избирательная комиссия Молдавии отказалась предоставить Гагаузской автономии печати для проведения референдума, ЦИК Гагаузии изготовил собственные печати.
Теперь о финансовом обеспечении данной инициативы. Принимая бюджет региона на 2014 год, депутаты Народного собрания Гагаузии заложили для проведения референдумов определённую сумму. Однако, по решению суда, эти деньги были блокированы через казначейство — поскольку Кишинёв считает референдум «незаконным», а генпрокуратура Молдовы возбудила уголовное дело «по факту самоуправства», допущенного властями автономии. В ответ власти Гагаузии сначала было объявили народный сбор средств для обеспечения своей инициативы. Однако 21 января в адрес башкана Гагаузии поступило письмо от российского бизнесмена молдавского происхождения Юрия Якубова, который выражает поддержку референдуму, инициированному в автономии и готовность покрыть расходы на его проведение. «Это абсолютно законно. Любое частное лицо может внести пожертвования на проведение референдума», - заявил Формузал. По сообщениям прессы, речь идёт о сумме порядка 70 тысяч долларов.
А что же Кишинёв? После того, как Комрат (столица Гагаузии) преодолела поставленные им технологические препятствия, столица Молдавии перенесла своё противодействие в плоскость политической риторики. Например, председатель парламента РМ Игорь Корман заявил, что любые вопросы, касающиеся внешнего вектора республики либо отложенного статуса гагаузской автономии, нужно решать в парламенте, а не посредством референдума:
«Моя точка зрения такова – политическая борьба не должна приводить к разделению общества. Есть проблемы, над которыми нужно очень хорошо подумать, пригласить экспертов и сесть за стол переговоров… На платформе парламента мы готовы обсуждать любые вопросы, в том числе и касающиеся статуса Гагаузии. Это четкая позиция руководства страны. Мы пригласим представителей министерства юстиции, чтобы могли серьезно об этом говорить».
В свою очередь, премьер-министр Молдавии Юрий Лянкэ предупредил власти Гагаузии, что результаты референдумов не будут иметь абсолютно никакой юридической силы.
Теперь о позиции России. Посол России в Молдавии Фарит Мухаметшин заявил, что не видит никакой опасности в том, что люди хотят высказать свое мнение на референдуме, который к тому же, действительно, не будет иметь прямых юридических последствий, а носит консультативный характер:
«Те же страны ЕС, на которые так любят равняться в Кишинёве, часто проводят плебисциты как по вопросам государственной важности, так и по менее значимым социальным проблемам. На мой взгляд, в Комрате предприняли такой шаг и потому, что в последнее время в Молдавии и за ее пределами все чаще звучат заявления, что у молдавской государственности нет будущего и развивать ее бесперспективно. Это оказывает крайне негативное влияние на роль и место Молдавии в мире. Нельзя забывать, что рассуждающие так политики, приходят и уходят. Но внешняя политика государства должна быть неизменно прагматичной, ориентированной на долгосрочные интересы страны и прежде всего на поддержку и упрочение сотрудничества с традиционными партнёрами».