Кое-что об американском оптимизме. Почему ФРС готовится к катастрофе

09 января 2012   Михаил Хазин

Закончились каникулы, и денежные власти США снова начали высказываться по вопросу о перспективах национальной экономики и о мерах, которые могли бы обеспечить позитивные для нее эффекты. В частности, на днях с большой речью выступил президент Федерального резервного банка Нью-Йорка (то есть, практически, финансовой столицы мира) Уильям Дадли. И самым главным моментом его речи было утверждение о том, что ФРС, возможно, придется предоставить дальнейшие стимулы для поддержки экономики. В частности, речь шла о принятии ряда политических мер по поддержке рынка жилья.

"Поскольку прогноз по безработице неприемлемо высок по сравнению с нашим двойным мандатом, а перспективы инфляции умеренные, я считаю, что также целесообразно продолжать оценивать, сможем ли мы предоставить дополнительно смягчение, которое принесет больше пользы, чем издержек, вне зависимости от того, будут ли приняты меры на рынке жилья или нет", - отметил Дадли.

"Сохраняющаяся слабость рынка жилья сделала более трудным достижение интенсивного восстановления экономики, – отметил Дадли. – Устойчивая слабость рынка жилья является особенно проблематичной, поскольку она тормозит расходы и создание рабочих мест в условиях, когда подобная слабость не может быть с легкостью нивелирована другими политическими изменениями".

По его словам, хотя ФРС пытается оказать поддержку экономике и разобраться с проблемами рынка жилья, которые играют центральную роль в торможении восстановления экономики, центральный банк не может действовать в одиночку. "Денежно-кредитная политика и жилищная политика в большей степени дополняют, чем заменяют друг друга", - заявил Дадли.

Это крайне сильное утверждение, причем по многим параметрам. В частности, низкая инфляция, во многом, есть результат достаточно специфических методик, которые используют эксперты для ее оценки. Использование методов, применявшихся в 70-е годы, дает куда более серьезные цифры и это не может не быть известно Дадли. Кроме того, кто сказал, что смягчение денежной политики (при равной нулю учетной ставке это означает ту или иную форму эмиссии) не приведет к резкому росту цен? Да, в 2008-2009 годах этого не было, но исключительно потому, что падал банковский мультипликатор, который снизился с осени 2008 года примерно во столько же раз, во сколько баланс ФРС – в три раза. Так что новая эмиссия стимулирует инфляцию почти наверняка.

Да, конечно, рынок жилья очень важен, тут, я думаю, с Дадли никто спорить не будет, но в такой ситуации говорить о «большей пользе» эмиссии, как мне кажется, несколько преждевременно. И потом – инфляция вызывает общее сокращение спроса, так что, возможно, относительно сектор жилой недвижимости и выиграет, а вот вся экономика в целом ... Кроме того, падение безработицы тоже вызывает вопросы. Да, в пятницу правительство сообщило о том, что в декабре в экономике было создано 200 000 рабочих мест, тогда как уровень безработицы упал до 8,5% с 8,7% в ноябре, что, по общему мнению, является признаком реального улучшения состояния американской экономики. Однако никто не говорит о том, как много людей были просто выкинуты из списка рабочей силы, – а их учет серьезно изменил бы статистику. И об этих тонкостях один из руководителей ФРС не знать не может.

Значительная часть речи Дадли была посвящена изложению мер, которые совместно могут принять правительство и финансовые институты для улучшения ситуации на рынке жилья, все еще испытывающем серьезные проблемы: "С помощью дополнительного вмешательства в жилищную политику мы могли бы добиться лучших экономических результатов, чем с помощью лишь денежно-кредитной политики".

"Я считаю, что она (политика стимулирования) должна включать в себя меры по улучшению доступа к ипотечным кредитам, снижение препятствий для рефинансирования, уменьшение случаев отчуждения недвижимости за долги посредством промежуточного финансирования и ускоренного сокращения суммы основного долга, а также помощь в возврате жилья, находящегося во владении кредитора, обратно в пользование как жилья в собственности или арендуемого жилья", - отметил он.

Дадли объяснил, что предоставление финансирования тем, кто может выплачивать ипотечные кредиты вне зависимости от потери рабочего места, необязательно создает дополнительные риски. "Некоторые считают, что любое вмешательство, направленное на улучшение ситуации на рынке жилья, приведет к риску недобросовестности, то есть подобное вмешательство будет поощрять неправомерное поведение. Я полагаю, что эти опасения преувеличены", - заявил Дадли.

Я не буду сейчас говорить о том, как все эти меры соотносятся с догмами о «финансовой стабильности», сегодня это просто смешно, к этим догмам серьезно относятся только в Центробанке России и ее правительстве. Но есть некоторые тонкости, в частности, Дадли, как и все его предшественники и соратники, которые в последнее время говорят о стимулировании экономики, ничего не говорит о причинах того, зачем нужно стимулировать экономику.

Если все дело в некотором избытке взятых кредитов, то достаточно просто чуть-чуть ужесточить денежную политику, санировать экономику, и лишь потом начать ее стимулировать (да хоть бы повторным снижением ставки). Это – стандартная политика для циклического кризиса и, поскольку Дадли ее не предлагает, значит, считает, что сегодня она не сработает. Почему? Потому что если не работает эта, неоднократно проверенная на практике политика, почему сработает другая? Я у Дадли ответа не нахожу, а мой собственный ответ на этот вопрос не устроит уже Дадли – по нашему мнению, экономика США находится в сильно неравновесном состоянии и будет падать, медленно или быстро, до тех пор, пока равновесие (относительное, конечно) не восстановится. Причем чем медленнее будет падать, тем глубже будет падение.

Впрочем, понять, что думает по этому поводу Дадли, невозможно. Зато возникает еще один вопрос – а почему он начал беседу на эту тему именно сейчас, когда, по его же словам, «безработица на минимуме», потребительское доверие растет и так далее. Мне кажется, что дело в том, что он понимает, что все эти оптимистические данные или недостоверны, или носят временный характер. А значит – что-то нужно делать, иначе – катастрофа. Он бы не стал об этом говорить, если бы катастрофа была бы уже завтра, значит, время еще есть, но, судя по всему, уже пришло время готовить общество к новой эмиссии. А значит – с большой вероятностью, она и последует, в течение 6-8 месяцев.

Опубликовано: worldcrisis.ru


Загрузка...

Свежий номер

Избранные комментарии

  • Всем пофиг. О главной угрозе для русской цивилизации
    Виталий Ченцов: Только что пришел с линейки, сын первый класс закончил, так вот там одна пожилая учительница, пенсионерка уже, сказала замечательную фразу. "В работе, в которой нет твоей души, никогда не будет вдохновения". Это очень правильно, и очень по-русски. Нет возможности вложить частичку своей души, значит действительно будет пофиг.
    2013-05-24
  • Хватит кормить Москву? Противоречия неизбежны — нельзя их доводить до антагонизма
    raven: На крики с мест "хватит кормить Москву", можно ответить примерами куда как более благополучных территорий бывшего СССР, нежели нынешние сибирские, донские или поморские сепаратисты.Благословенная Украина, житница, кормившая 280 млн. советского народа (это не считая разных зарубежных двоюродных и троюродных братьев), выйдя из СССР с развитейшей промышленностью, образованейшим и квалифицированным населением, без каких-либо внешних долгов, с развитой самодостаточной энергетикой, я уж про сельское хозяйство не говорю, за двадцать лет "хватиткормитьмоскалей" превратилась в клоунское карикатурное государство с совершенно разрушенной промышленностью, с практически развалившейся энергетикой, с уже самонедостаточным сельским хозяйством...Пример вопиющ, чего уж тут дискутировать.А для власти предержащих может быть только совет - в нынешних условиях любые, даже небольшие попытки раскрутки темы сепаратизма, должны пресекаться с петровской свирепостью (то есть, как Петр I поступал бы).К сожалению, наша власть нас не слушает.
    2013-05-23
  • Что такое настоящий социализм?
    Вероника Муреева: В свое время на меня произвел неотразимое впечатление материал Вячеслава Пронина  "Советский метод повышения эффективности экономики (МПЭ)".  Как раз об этом же. Описанный Вами метод ведения хозяйства  в 30-40 гг. предполагает, что главной его особенностью являлось то, что при его использовании  повышалась творческая активность большого числа людей, выявлялись таланты, а  также изменялась психология всех членов коллектива и в взаимоотношения в нем.  Ведь осуществлялась причастность каждого трудящегося к общему делу, полезному для страны и общества в целом. Надо ли говорить, что это и есть высшая форма реализации личности? При частной собственности этот фактор отсутствует, ибо главная польза идет хозяину. Эту методику заимствовали у нас японцы в силу  восточной специфики своей ментальности, в том числе и в  этом секрет феномена Японии прошлого века, но по мере распространения западных ценностей эффективность методики стала падать и сейчас уже никто не ждет, что Япония станет новым мировым лидером, как предсказывали еще несколько десятилетий назад. В середине 50-х годов метод у нас был  тихо отменен. Вот что пишет Пронин: "Премии при завершении проектов сохранились и даже увеличились, но потеряли всякую стимулирующую роль. Теперь величина премии зависела от должностного оклада и от субъективного мнения руководства и не зависела от качества изделия и его экономических параметров. Из технического задания исчезли требования по себестоимости продукции и стоимости разработки. Объем премии был фиксирован на уровне 2% от стоимости разработки. В результате стало выгодно не снижать, а, наоборот, повышать как стоимость разработки, так и себестоимость проектируемого изделия. На заводах из плановых заданий исчезло ранее обязательное требование к снижению себестоимости продукции, что сразу привело к прекращению любых работ по совершенствованию технологических процессов. В это же время устанавливаются верхние ограничения на величину сдельной оплаты труда, на размер вознаграждения за рационализаторские предложения и изобретения. Изменился и моральный климат в коллективах."  И так далее.Согласна, это был совсем другой социализм. Другая идеология и другая экономика. Спасибо за такую статью!
    2013-05-22
  • О перепалке Кудрина со всеми. Что поменяется в случае его премьерства
    Станислав Пермский: А у меня другой вопрос.Не буду ли я плеваться в телевизор глядя как рядом с президентом стоит ультра-ортодоксальный либерал и новый премьер министр?И плеваться я буду отнюдь не в Кудрина.Хотя и в Кудрина тоже.
    2013-05-21
  • Что нам делать с сумасшедшими?
    Николаева Светлана: А те,  кто  мечтал  в  завоеванной  России  пить  немецкое  пиво,  наверное,  пошли  на  удобрение  для  ячменя,  из которого  сварили  это  пиво.  
    2013-05-18
Избранные комментарии
Имя
Код
подтверждения
Код подтверждения
Логин
Пароль
Забыли пароль? Зарегистрироваться

Войти используя социальные сети:

Логин
Пароль
Подтверждения
пароля
E-mail
Код
подтверждения
Код подтверждения
С правилами согласен

используйте социальные сети:

Пройти быструю регистрацию
Логин
Пароль
Подтверждения
пароля
E-mail
Код
подтверждения
Код подтверждения