Собор на песке
Уже больше десяти лет на Украине отмечается новый государственный праздник – День Соборности. Особенное внимание ему стали уделять при Ющенко. В основе памятной даты лежит провозглашение акта «Злуки» – то есть объединения Украинской Народной Республики и Западно-Украинской Народной Республики 22 января 1919 года. Именно это событие считается символом соборности Украины.
Что же собственно означает слово «соборность», которое звучит во всех официальных торжественных речах этих дней? Может показаться, что это просто красивый синоним слова «единство». Однако это не совсем так.
Понятие «соборность» пришло в политический лексикон из христианского богословия. В Символе Веры оно употребляется для обозначения одного из признаков Истинной Церкви, которой надлежит быть «единой, святой, соборной и апостольской». В греческом оригинале текста церковнославянской «соборности» соответствует термин «кафоличность».
Историческое Христианство выработало два принципиально разных подхода к трактовке этого понятия. Один – западный – выражается в универсальности власти над церковью Римского Папы. Другой – православный – состоит в самоуправляемости поместных церквей и приоритете коллективного мнения церковных соборов. Основываясь на 34-ом апостольском правиле, православные богословы считают моделью для соборности единство в различии трёх лиц Святой троицы.
Если же мы пытаемся переводить сложные богословские понятия на язык политических терминов, то под «соборностью» следует понимать федеративную форму государственного устройства. Если, конечно, мы следуем православной, а не католической традиции. Интересно, что именно так видел будущее соборной Украины один из наиболее видных теоретиков национальной независимости Вячеслав Липинський. К сожалению, сегодня в основу государственной идеологии закладываются не его идеи, а интегральный национализм Донцова и его последователя Бандеры.
Но вернёмся к исторической подоплёке праздника. В перипетиях гражданской войны на Украине непросто разобраться даже профессиональным историкам. Как писал Михаил Булгаков, непосредственный свидетель тех лет, «самый ужасный год в России был 1918-й. Хуже него был только 1919-й».
Немецкая интервенция сменяется интервенцией войск Антанты, гетман Скоропадский, большевики на юге и востоке Украины, белые, Петлюра, Махно, поляки Пилсудского и Украинская Галицкая Армия. Киев переходил из рук в руки столько раз, что сходу сложно и сосчитать.
В декабре 1918 года Симону Петлюре удалось собрать до 50 тысяч сабель и штыков для борьбы с Украинской Державой гетмана Скоропадского. Ядром армии был Корпус Сечевыех Стрельцов, сформированный из галичан, попавших в русский плен ещё во время Первой Мировой войны. Но основную массу войск Петлюры составляли формирования разномастных атаманов – как бы мы сейчас сказали, «полевых командиров». 14 декабря эта армия вошла в Киев и провозгласила восстановление УНР. После этого были налажены контакты с Западно-Украинской Народной Республикой возникшей на развалинах Австро-Венгрии.
На момент провозглашения Акта «Злуки» Киевская власть контролировала только центральную Украину. При этом административный аппарат практически отсутствовал, так что можно говорить о весьма условном суверенитете даже над этими территориями. Что касается ЗУНР, то к этому времени её правительство уже было выбито поляками из Львова и находились в Станиславе (современный Ивано-Франковск). Особо следует подчеркнуть, что согласно Акту Галичина входила в состав нового соборного украинского государства на правах автономии.
Последующие события показали, что подписанный документ так и остался декларацией, условия которой не стали соблюдать даже представители двух украинских республик, не говоря уже о международном признании. Вся дальнейшая судьба подписантов – серия сепаратных переговоров и предательств. Вначале вооруженные силы Галичан – УГА – переходят к Деникину, а после его разгрома становятся Червонной Украинской Галицкой Армией. Петлюра в свою очередь в апреле 1920-го заключил союз с Польшей, по которому отказывался от претензий на западную Украину.
Уже через несколько недель после торжественного мероприятия на Софиевском майдане, к Киеву подошла Красная армия. Однако, как это уже было в 1918 году, защищать «Народную Республику» было некому. Чтобы стало ясно, куда же подевалась пятидесятитысячное войско Петлюры, приведём цитату одного из наиболее колоритных персонажей той эпохи – Атамана Григорьева, который имел чин Полковника УНР: «В Киеве собралась атамания, австрийские прапорщики резерва, сельские учителя и всякие карьеристы и авантюристы, которые хотят играть роль государственных мужей и великих дипломатов. Эти люди не специалисты и не на месте, я им не верю и перехожу к большевикам». 5 февраля красные заняли Киев.
К началу лета 1919 года поляки уже оккупировали 80% территории ЗУНР. Не лучше дела обстояли и у Петлюры. Только наступление Деникина отсрочило полный разгром «соборной» УНР.
Такова историческая канва событий, стоявших за актом «Злуки». Так какую же идею призван выражать сегодняшний праздник? Пожалуй, мы можем почерпнуть из него лишь негативный исторический опыт. Отсутствие исторического единства Украины, декларативность государственных актов, взаимное недоверие, предательство и неспособность украинской политической элиты к созданию жизнеспособного государства.
Изжиты ли сегодня проблемы перечеркнувшие попытки обретения Украиной независимости в 1917 – 1920 годах? Поможет ли изжить их новый праздник?
Трудно понять сегодняшнюю извращённую логику руководителей государства, пытающихся представить это событие как краеугольный камень современной украинской государственности. Между тем совершенно очевидно, что основы территориальной целостности, единства и суверенитета нашей страны были заложены в советский период. Именно тогда Украина обрела свои нынешние границы и получила статус члена Организации Объединённых Наций.