Сомневающимся. О мировоззрении и Сталине
В последнее время на ресурсе «Однако» стали появляться в больших количествах персонажи, которые объявляют себя сомневающимися. И по этой причине умоляют, просят, требуют и даже вменяют в обязанность предоставить им аргументы, которые бы убедили их.
В русском языке есть слово «рождение». Мы говорим: «Человек родился». В английском языке говорят «Человек рожден». Разница – в ответственности. Человек родился – и ответственность за этот акт лежит на нем в полной мере. Родители могут только помочь вырасти. Если же человек рожден, то он получается фигурой подневольной, выступает в качестве жертвы. Некоторые особо упрямые великовозрастные дети даже в возрасте за тридцать упрекают своих родителей в том, что они их родили и потому должны быть ответственны за жизнь дитяти, пусть и большого.
Когда-то, давным-давно, на первом занятии в институте преподаватель нам сказал, что нас научат думать. После этого я несколько дней ходил с дурацкой улыбкой от радости, что наконец-то меня хоть кто-то научит думать. Что наконец-то не будет этого школьного вколачивания информации. Рано я обрадовался – никто на блюдечках с голубыми каемочками знаний не дает. Только внутривенно, минуя голову и пищеварительный тракт. Так люди и привыкают – сначала дома, потом в школе, далее везде информация закладывается сразу в готовом виде.
Этот способ получения знаний напоминает мне фаст-фуд или даже ресторан, если подается эксклюзивная инфа. Но в отличие от еды, знание – это такой продукт, который всегда должен готовиться самостоятельно. В этом разница между вещественной пищей и пищей для ума. Если два человека, у которых есть по одному яблоку, отдадут их друг другу, то у каждого из них останется по одному яблоку. Если же у двух человек есть по одной идее и они передали свои идеи друг другу, то у них появляются у каждого по две идеи как минимум. А потенциально из этих двух идей можно составить бесконечное множество теорий, мнений, мыслей и т.д. Подозреваю, что именно так создаются реальности. Но сейчас о том, что усвоение идей, по причине потребительского отношения к ним, минует процесс обдумывания.
Короче, это не хранилище золота партии. Тут не принесут вам слиток. Это Клондайк. Инструменты у вас уже есть. Все золото, что найдете – ваше.
Единомышленниками не становятся от простого убеждения конкретно кого-то в конкретном вопросе. Ими становятся только в том случае, когда точки зрения очень близки. Вы же не пришли сюда из первородного гомогенного хаоса – у вас, по умолчанию, должна быть система взглядов. И вы можете оценить факты, суждения и прочую информацию, согласовывая их со своей системой ценностей.
Я помню из детства портреты усатого дядьки на ветровом стекле или в кабине водителя каждой второй машины. КрАЗы, ГАЗы, ЗИЛы, ЛиАЗы, ПАЗики, Уралы щеголяли таким портретом. Несмотря на то, что верхушка сдала своего руководителя, с которым она выиграла Победу, народ помнил своего последнего вождя. «Кто это?» – спрашивал я. «Это Сталин.» «А кто он?» «Тебе еще рано об этом знать.»
Сомнение характеризуется невозможностью выбрать среди множества фактов тот, который нужен вам. Сомнение исходит из отсутствия точки зрения, отсутствия позиции.
Если вам не десять лет, то у вас должна быть какая-то картина мира, мировоззрение, в общем. По секрету скажу, что у детей младшего возраста картина мира отличается стройностью и цельностью. Чего не скажешь об учащейся молодежи. Среди них уже мало кто является носителем системного взгляда на мир. Люди довольствуются мозаичным сознанием. Есть части, которые позволяют есть, пить, справлять нужду и охоту. Этого вполне хватает для сносного существования. И ладно, и славно.
Потребителю сразу нужна идея, которая бы его зацепила, которая бы позволила ему встать на ту или иную сторону. Но чтобы оценить что-то, посмотреть на что-либо, вам нужно иметь точку зрения. Если материалистично грубо, то вы должны быть в том месте, откуда вы смотрите. А иначе получается, что парень сидит в центре Сибири, а его точка зрения находится на другой стороне земного шара. Нужно иметь немало мужества, чтобы точка зрения совпадала с местоположением тела.
Но потребительское отношение не признает такого взгляда на вещи. Ему удобнее получить что-то готовое. Если вы патриоты, то вы должны доказать мне, что это будет мне полезно. Если на «Однако» высказывают какое-то мнение, то меня нужно в этом мнении убедить.
А ведь все должно быть совсем по другой технологии – вы сами берете идею и отрабатываете ее по полной. И сами решаете – стала она вашей или нет. Если стала – тогда мы единомышленники.
Мало кого надо было убеждать повесить георгиевскую ленточку. И есть всенародный опыт использовать портрет своего героя на рабочем месте, на машине, на одежде. Сталин на ветровом стекле – хорошая народная традиция.