В нынешнем каннском конкурсе нет женщин и дебютантов. Былые позиции восстанавливает европейская драма. Американское кино представлено совсем новым поколением авторов-визионеров. Россия — фильмом Сергея Лозницы «В тумане».

Уэс Андерсон. «Королевство полной луны» (Moonrise Kingdom)

Фильм открытия обещан в нашем прокате в конце июня. Мастер застенчивой, слегка меланхолической и неизменно трогательной дичи Андерсон способен на малахольные, но симпатичные поступки, например, спеть всего Дэвида Боуи попортугальски — в «Водной жизни». К тому же он обладатель одной из самых приятных среди недлинных фильмографий, куда, кроме «Водной жизни», входят «Академия Рашмор», «Семейка Тенненбаум», полнометражный мульт фильм по Роальду Далю «Бесподобный мистер Фокс» и «Поезд на Дарджилинг». В «Королевстве» появятся Брюс Уиллис, Эдвард Нортон, Билл Мюррей, Тильда Суинтон, Джейсон Шварцман, Фрэнсис МакДорманд, Харви Кейтель и не появится ни один Уилсон. По сюжету в далекие 60-е годы прошлого века девочка сбегает из дома с бойскаутом, и вся королевская рать не может влюбленных сыскать.

Кен Лоуч. «Ангельское участие» (The Angels’ Share)

Кен Лоуч, 75-летний лейборист с солидным опытом отстаивания человеческого достоинства в кадре и за кадром, как-то незаметно стал патриархом. Он всегда исполнял не более заметную работу ангела, защищая обездоленных на экране и в жизни. Его кино в первую очередь кино ценностей. В новом фильме, снятом на родине односолодового виски, будет и эта живая вода, и ангельское участие в судьбе человека, у которого проблемы с законом, и камера оператора Робби Райана, снявшего недавний «Грозовой перевал».

Ален Рене. «Вы еще ничего не видели» (Vous N'Avez Encore Rien Vu)

Рене участвует в конкурсе накануне своего 90-летия. И как-то совершенно безоглядно — с адаптацией пьесы Жана Ануя «Эвридика» с участием Мишеля Пикколи, Матье Амальрика и Ламбера Уилсона в роли одного из Орфеев.

Жак Одиар. «Ржавчина и кость» (De rouille et d'os)

Обладатель девяти «Сезаров» и номинации на «Оскара» Жак Одиар, уступивший в 2009 году «Золотую пальму» Михаэлю Ханеке с «Белой лентой» и получивший Гранпри за «Пророка», снял историю любви и дна по сборнику рассказов канадского писателя Крейга Дэвидсона. Главная французская звезда Марийон Котийар играет тренера хищных дельфинов-косаток, пересевшую в инвалидную коляску.

Лео Карракс. «Божественные моторы» (Holy Motors)

Нового Карракса обещают показать у нас в сентябре. Последний раз он удачно участвовал в боевом киносборнике «Токио!» с новеллой «Господин Дерьмо» в 2008 году. Неудачно — в каннском конкурсе с «Полой Х» в 1999-м. На сей раз сюрреалистический артист Дени Лаван гуляет не столько по городу, сколько по телам и жизням разных людей, подвергая их небольшой акселерации.

Михаэль Ханеке. «Любовь» (Amour)

Даже не вообразить, каким жестким манипуляциям Ханеке способен подвергнуть престарелых учителей музыки, героев Жана-Луи Трентиньяна и Эмманюэль Рива, актрисы — легенды французского кино, снимавшейся у Алена Рене в «Хиросима — любовь моя». Любовь в восемьдесят лет — предмет фильма Ханеке, хрупкий и без всяких хиросим. В роли хиросимы, видимо, Изабель Юппер, сыгравшая музыкальную дочь музыкальной пары.

Ульрих Зайдль. «Рай: любовь» (Paradies: Liebe)

Австрийский режиссер-документалист не менее весомая величина в европейском кино, чем Ханеке. Это его следующая игровая работа после отличного фильма «Импорт/Экспорт», начинавшегося в доме терпимости, а заканчивавшегося в доме престарелых и участвовавшего в каннском конкурсе 2007 года. Здесь снова несколько персонажей в довольно нестандартных ситуациях любовной тоски: секс-туризма для пожилых, стрессового похудания и католического мессианства.

Томас Винтерберг. «Охота» (The Hunt)

Это, конечно, не столько драма сорокалетних, как в «Утиной охоте», сколько драма как постоянное состояние общества, вроде охоты на ведьм. Мастер истерических семейных торжеств Томас Винтерберг приглашает на Рождество. Артист Мадс Миккельсен без лишней свирепости напомнит, как начиналась датская «Догма 95».

Маттео Гарроне. «Реалити-шоу» (Reality)

Специфика Гарроне — слияние документального и метафизического, исчезновение швов, незаметность порогов, а также дегероизация скотства, свершенная им в «Гоморре», фильме — обладателе каннского Гран-при 2008 года. Новый объект его сокрушительной энергии — телевидение эпохи Берлускони.

Сергей Лозница. «В тумане»

Второй игровой фильм документалиста Лозницы снят по повести фронтовика и белорусского политэмигранта Василя Быкова о том, как три неприкаянных души заблудились в полесском тумане в первые годы немецкой оккупации. Кристиан Мунжу.

«За холмами» (Dupa dealuri)

Самый длинный фильм конкурса — два с половиной часа — румынский. Мунжу получил «Золотую пальму» в 2007 году за «4 месяца, 3 недели и 2 дня» и с тех пор ни на что не разменивался. Это снова история выбора, и действие происходит в отдаленном православном монастыре, где подвизается одна из героинь. Другая уговаривает ее бросить все и уехать к ней в Германию.

Дэвид Кроненберг. «Космополис» (Сosmopolis)

У нас Кроненберга раньше декабря не покажут. Футуристический триллер по роману Дона Делилло может реабилитировать юного Роберта Паттинсона из кумиров девочек-подростков в универсальные артисты. Его персонажу, миллиардеру, не спится, он едет в лимузине через Манхэттен подстричься и за время пути то ли впадает в транс, то ли мир выпадает из пазов, становится шизополисом, меняет биохимию, и крыса становится денежной единицей то ли наяву, то ли в стихах.

Хон Сан-Су. «В другой стране» (Da-Reun Na-Ra-e-Suh) Им Сан-Су. «Вкус денег» (Do-Nui Mat)

Присутствие двух южнокорейских тезок в конкурсе — это лишь отчасти шутка отборщиков. Хон Сан-Су делает изящное кино про кино, в котором всегда много отличного юмора, а в этом еще и играет Изабель Юппер. Им Сан-Су снимает очень декоративные и декадентские фильмы, вроде позапрошлогодней «Служанки», которым нет ничего дороже жанра и его канонов. Каждый тезка, таким образом, по-своему решает будущее кинематографа, балансирующего на грани упаднического искусства и брутального экшен.

Джон Хиллкоут. «Беззаконный» (Lawless)

Хиллкоут — ландшафтный поэт, скальд дорог и несомненный знаток дикости и запустения, царивших в его фильме «Дорога» по роману Кормака Маккарти. Новый фильм, снова сделанный им вместе с Ником Кейвом , — бутлегерская сага об эпохе дикости и запустения — годах Великой депрессии. В ролях: Гэри Олдман, Том Харди, Шайя Ла Беф и Мия Васиковска.

Эндрю Доминик. «Ограбление казино» (Killing Them Softly)

Российского релиза ждать придется до осени. Напомню, Доминик обрел славу совершенно выдающимся медитативно безупречным фильмом «Как трусливый Роберт Форд убил Джесси Джеймса». Джесси сыграл Брэд Питт, и на сей раз он в роли Джеки Кугана из очень известного в семидесятых романа Джорджа В. Хиггинса, наемника, собирающего деньги, неправедно нажитые мошенниками в казино.

Ли Дэниелс. «Газетчик» (The Paperboy)

Автор «Сокровища», драмы чернокожей девочки весом в полтонны, резко развернулся и сделал криминальный триллер с Мэттью МакКонахи и Николь Кидман. Сам он не без гордости сообщает, что триллер вышел «эротическим» и что роман первоначально собирался экранизировать Альмодовар. Вероятно, то, что у Альмодовара выходит смешным, у Дэниелса получается «эротическим».

Джефф Николс. «Слякоть» (Mud)

Только что по экранам прошел его дебют «Убежище» о человеке, задумавшем пересидеть конец света и спасти семью. В новом фильме подростки оказывают тимуровскую помощь доходяге МакКоннахи.

Вальтер Саллиш. «В дороге» (On the Road)

Саллиш, мастер роуд-муви, специалист по Че Геваре, экранизировал битнический манифест — автобиографический роман Джека Керуака «В дороге» с компанией знаковых персонажей эпохи, включая самого Уильяма Берроуза, зашифрованного в книжке под именем Старого Быка Ли и сыгранного Виго Мортенсеном.

Аббас Киаростами. «Как будто влюбленный» (Like Someone in Love)

Иранец Киаростами снял фильм на японском, повторив подвиг Сокурова, но на несколько ином материале: плотских отношений студентки и ее престарелого профессора.

Юсри Насралла. «После битвы» (Baad El Mawkeaa)

Единственный фильм каннского конкурса с политическим смыслом. Египтянин Насралла рассказывает языком художественных образов о шершавых фактах «арабской весны» и событиях на площади Тахрир.

Карлос Рейгадас. «После тьмы свет» (Post Tenebras Lux)

Мексиканец Рейгадас, автор «Битвы на небесах», тяготеет к разрушительной притче и в новом фильме помещает в этот загадочный жанр целое семейство. Карьера Рейгадаса началась именно в Каннах, где в 2002 году показали его «Японию» в «Двухнедельнике режиссеров», и с тех пор разыгрывалась исключительно на каннской сцене. Он как раз из тех местных фаворитов, о ком говорят, что пора бы ему получить «Золотую пальму».