В Атриуме Хлебного дома в музее-заповеднике «Царицыно» открылась большая выставка работ Огюста Родена. Из Франции прибыло более 170 экспонатов: скульптура и гравюры — из частных собраний Патрика Карпентье и Сержа Гольденберга, а эскизы, документы и фотографии — из личного архива скульптора. Франсуа Огюст Рене Роден родился в Париже 12 ноября 1840 года в семье мелкого чиновника. С детства проявлял интерес к рисованию — за счет иных дисциплин — и в 14 лет был отдан отцом в школу рисования, готовившую художников, декораторов и ювелиров. Впоследствии Роден трижды пытался поступить в Школу изящных искусств, но терпел неудачу — его работы всегда были далеки от требований салона. Едва разжившись деньгами, поехал в Италию — поучиться у Микеланджело, Гиберти и Донателло. Роден вбирал опыт великих предшественников, но переработав их приемы, создал язык, на котором до сих пор говорят ваятели всего мира. В его искусстве сошлись импрессионизм, символизм и реализм, особенно наглядно выразившиеся в его монументальном произведении «Врата Ада» (1880 г.). Это был первый государственный заказ и первая работа, принесшая Родену долгожданное признание. Посвятив этой работе более 15 лет, он так и не успел ее закончить. Однако из этого произведения выросли такие знаковые скульптуры, как «Мыслитель», «Ева», «Мимолетная любовь» и другие. В известной композиции «Поцелуй» Роден предстает более лиричным, сентиментальным, благодаря выбору и обработке материала: ведь мрамор, вбирающий в себя свет, звучит камерно, нежно и поэтично. Скульптор использует импрессионистическую технику, чтобы добиться игры светотени и эмоционального впечатления, но все же остается на позициях реалистического искусства, руководствуясь в первую очередь натурой.

Его интересовало человеческое тело в движении. Модели в его мастерской уставали двигаться, а мастер не уставал делать зарисовки, ловить новое движение, позу. Так был создан и е го «Мыслитель », думающий, по выражению самого автора, «не только мозгом, с нахмуренными бровями, расширяющимися ноздрями и сжатыми губами, но каждым мускулом своих рук, спины и ног». Так пульсировала и мысль Родена, оставившего нам богатейшее наследие в виде далеких от официоза памятников, объятий мужчин и женщин и вовсе символических этюдов, вроде «Руки Бога», которая вначале коснулась самого Родена. По 4 ноября.