Памятник конструктивизма, построенный в 1931 году архитектором Борисом Иофаном, побывавший в новые времена концертным залом и казино, едва ли бывал ближе к своему назначению. К лицу ли современному искусству внутреннее убранство «Ударника», можно проверить по 16 декабря.

Через пару лет здесь разместится музей современного российского искусства. Учредитель премии для лучших произведений современного искусства, коллекционер и глава культурного фонда «АртХроника» Шалва Бреус не намерен реконструировать здание: «Это тот редкий случай, когда цели «Архнадзора» и владельцев здания полностью совпадают, то есть в наших интересах сохранить «Ударник» таким, каков он есть». Уже существующая структура пространства позволит работать одновременно нескольким выставкам, проводить кинопоказы, лекции, давать театральные представления, надо полагать, авангардные.

Архитекторы экспозиции Игорь Чиркин и Алексей Подкидышев в работе с пространством попытались сыграть со временем: вычурную расписную колонну, оставшуюся от казино, оставили нетронутой, зато расчистили строгие белые колонны времен Иофана и тем самым навязали выставленному актуальному искусству эклектичный контекст. Экспонаты, обладающие собственной темпоральностью, расположились в зависимости от преобладающего культурного слоя, в той или иной степени отзываясь на модернистское прошлое, на традиции и коды другой культуры. Непростой задачей куратора Кирилла Светлякова стала координация всех этих времен относительно пространства и времени «Ударника», неожиданно возобладавшая над главной темой экспозиции.

На первом этаже в холл «Ударника» вписана уменьшенная копия гигантского «Вселенского разума» Николая Полисского с поистине блестящими извилинами. Рядом «Священная аллегория» группы AES+F и металлические образы Богоматери Дмитрия Гутова, обращающиеся в абстракцию при малейшем изменении ракурса. На втором этаже вход в кинозал предваряют деревянные конструкции Натальи Зинцовой из серии «Новые формы жизни». Здесь же расположился проект «Музей пролетарской культуры» Арсения Жиляева. В полутемном пространстве кинозала дополняют друг друга аллегории человеческих страхов в скульптурном проекте «Время Ч» Гриши Брускина и видео групповой акции «Пленэр», где 18 художников на набережной напротив Кремля рисуют его белым на белом. Не менее полно соединились инсталляция Аладдина Гарунова «Тотальная молитва» и проект «Война» художника из Грозного Аслана Гайсумова, превратившего воспоминания о чеченской войне в растерзанные книги. Среди номинантов «Коридор КД» исполина и ветерана акционизма Андрея Монастырского, «Веерное отключение» Андрея Филиппова и «Головы героев» Дмитрия Цветкова. В молодежной номинации представлены проекты La blanca Ольги Карякиной, «Большой репортаж» Алексея Трегубова и «Психиатрическая клиника» Марии Сафроновой. В этом году выбор пал не столько на актуальное общественное звучание художественных объектов, сколько на их обращенность к рефлексии тех или иных культов, от конфессиональных до идеологических.

Экспертный совет премии невысоко оценил акцию Pussy Riot, не включив ее в премиальный список. Решение, по-своему симметричное вручению премии в 2008 году националистически-пафосному Алексею Беляеву-Гинтовту.

Премия Кандинского существует с 2007 года, и в нынешнем году на конкурс поступило наибольшее количество заявок — 385. Номинантами стали 35 художников, из них 20 соревнуются в номинации «Проект года» и 15 — в номинации «Молодой художник. Проект года». Кстати, теперь возраст в этой номинации увеличился с 30 лет до 35. Зато вовсе упразднена номинация «Медиа-Арт. Проект года». В случае победы художник года получает 40 тыс. евро, а молодой художник — 10 тыс. евро. По традиции после показа в Москве выставка номинантов отправится за рубеж.