Куинн в вине

В московском Мультимедиа Арт Музее открылась выставка легендарного Марка Куинна. Это первый приезд в Россию представителя Young British Artists — направления «Молодых британских художников», завоевавшего западную арт-сцену на заре 90-х. Впервые Дэмиен Херст собрал для своей выставки Freeze в 1988 году молодые таланты колледжа Голдсмит. Позже на них обратил внимание коллекционер и галерист Чарльз Саатчи. В экспозиции «Большое колесо продолжает вращаться» Марк Куинн представлен по большей части произведениями 2010–2012 годов.

Куинн — один из немногих Young British Artists (сегодня им всем уже ближе к 50), обладающих дипломом историка искусства. Он обучался скульптуре у Барри Фланагана, и его работы зачастую апеллируют к классической скульптуре. Если его искусство и провокативно, то без злобы, а как-то по-философски. Восхищение публики античными торсами вдохновило Куинна на серию работ, он подумал, а как бы себя вели посетители музея, зайди в зал люди с подобными телами. Так появился цикл, посвященный инвалидам, его апогеем стала грандиозная скульптура беременной Элисон Лаппер — художницы, родившейся без рук. Эта работа с 2005 года в течение двух лет соседствовала с памятниками адмиралу Нельсону и королю Георгу IV на Трафальгарской площади. 12-метровый надувной аналог этой «Трафальгарской Венеры» украшал открытие Паралимпийских игр в Лондоне. Исследование границ искусства и человеческой природы Куинн непременно начинает с себя. Его серия «Я» — это изваяние головы художника, выполненное из пяти литров собственной крови, сколько ее и циркулирует в нашем организме. Он создает по одному такому автопортрету в пятилетку. В Москву привезена голова Куинна из вина — «Летучий дух». Чтобы приручить вино, художнику пришлось сначала его сварить и выпарить спирт. Таков способ Куинна бороться с собственной слабостью — алкоголизмом. В серии «Кейт-невидимка» растиражированный массмедиа образ Кейт Мосс воссоздан им в разных материалах, включая золото. В Москву прибыла бронзовая Кейт, изогнутая в причудливой йогической асане и выкрашенная в черное. В соседнем зале разместились бронзовые представители молодежной субкультуры худи (от английского hood — капюшон) и автопортрет художника в капюшоне, из-под которого видны только пронзительные глаза. «Хроматическим лабиринтом» названы гигантские цветные отпечатки пальцев, «Живописью плоти» — огромные куски мяса, составляющие еду и плоть. В «Глазу истории» сетчатка запечатлевает глобальную картину мира. Куинн предполагает, что человеческое «Я» может стать лишь отпечатками пальцев и что фото сетчатки вовсе не идентифицирует личность, а напротив, стирает ее. Его гигантские статуи-цветы — это воспоминание о райском саде и напоминание о красоте природы, частью которой все еще остается человечество. Куинн называет искусство «цветком человеческого духа, но таким цветком, который не умирает». По 16 декабря

АССА в массах

Ретроспектива «Новые идут!» в ММСИ в Ермолаевском переулке посвящена ленинградскому андерграунду 80-х. Ведущий научный сотрудник Государственного Русского музея и куратор московской экспозиции Екатерина Андреева собрала произведения, воссоздающие саму атмосферу и образ жизни художников, музыкантов, дворников и сторожей Тимура Новикова, Виктора Цоя, Сергея Курехина, Олега Котельникова, Евгения Юфита, Гарика Ассы, давшего имя и жанру, и фильму Сергея Соловьева, из которого о них узнали все остальные. Экспозицию составляют картины, объекты, фотографии и первые видеоперформансы с участием Новикова, Мамышева-Монро, записи концертов «Поп-механики» и группы «Кино».

Для «Новых» выражение «пафос творчества» было не лишено смысла, и потому слово «художник» звучало не только гордо, но и бодро, и весело, потому рисовали друг друга ярко, экспрессивно, красавцами. Они были патриотами Владимирского и Невского проспектов. «Это был патриотизм города, который художник Олег Котельников назвал городом Петра, Ильича и Чайковского», — рассказывает Екатерина Андреева. Именно в такой последовательности: «Город Петра — город абсолютной власти, город Ильича — город революции, город Петра Ильича Чайковского — это город, где абсолютная власть стала символом революции в искусстве». Революцию духа «Новые» воплотили в десакрализации советской символики, очистив ее в своих произведениях от коррумпированной идеологии. Именно в их среде появляется «дикая» живопись, породнившая ленинградцев с немецкими Новыми Дикими, итальянским трансавангардом и американской Новой волной. В разделе, посвященном второй половине 80-х, представлена серия «Горизонты» Тимура Новикова, записи пиратского телевидения Юриса Лесника и Андрюса Венцловы. В то же время из среды «Новых» вырастают арт-формирования «Новороссийская группа» во главе с Иналом Савченковым и Сергеем Бугаевым (Африкой), «Новые дикие» с Олегом Масловым, Алексеем Козиным и Олегом Зайкой. Теперь все это называется просто современным искусством, хотя путь к этой простоте был долог и витиеват, зато весел и непредсказуем, во всяком случае в Ленинграде 80-х. По 9 декабря

Английский двор в Кремле

Выставка «Золотой век английского двора: от Генриха VIII до Карла I» из собрания Музея Виктории и Альберта посвящена периоду правления Тюдоров и Стюартов. Английская монархия предстает не только политическим, но и культурным оплотом, поскольку просвещенный монарх обладает вкусом к изящному, а главное, экстраполирует этот вкус вовне, что и является неотъемлемой частью политики. Искусство не чуждо трансляции мировоззрения властей предержащих, но выставка также дает представление и о культурной эволюции придворного быта. Экспозиция методично раскрывает смысл иных традиций. Так, в охоте, театре масок и рыцарских турнирах, воспринимаемых как далекие от народа дорогостоящие забавы, отыскиваются великодержавные смыслы, все эти ритуальные развлечения служат политическим и пропагандистским целям, воспевают и репрезентуют идею Власти.

Осколки былой роскоши буквально собраны по крупицам, ведь после казни Карла I в 1642 году «имущество покойного короля» было продано с молотка. Собрание живописи, скульптуры, предметов декоративного искусства разлетелось по многочисленным европейским коллекциям и ныне обретается в частных руках и музейных фондах. Будучи островным государством, Англия на свой лад усваивала новости с континента. Итальянское Возрождение во избежание протестантского англиканского несварения проникало медленно, мелкими порциями. Потомуто при английском дворе предпочитали представителей северной школы. При Генрихе VIII работал Ганс Гольбейнмладший, при Елизавете I двор услаждали Ганс Эворт, Маркус Гирертс и блестящий мастер миниатюры Николас Хиллиард. Джон де Критц и Пауль ван Сомер служили кистью Якову I, а Питер Пауль Рубенс и Антон ван Дейк — Карлу I.

Впечатляет ассортимент доспехов, костюмов, гобеленов, ювелирных украшений и столового серебра, в особенности солонок. Дефицитная соль, сыгравшая знаменательную роль в правление короля Лира, ценилась на вес золота, а солонка считалась королевой стола. Стоит уделить внимание удивительным по тонкости и мастерству исполнения портретным миниатюрам, исполнявшим ряд приятных и опасных функций: сердечного признания или монаршей милости — чести, сравнимой с вручением ордена. По 27 января 2013 года

Призраки в парке

Пока новое здание ЦСК «Гараж» в парке Горького не построено, во временном павильоне работы японского архитектора Шигеру Бана работает выставка «Временная архитектура парка Горького: от Мельникова до Бана». Павильон Бана построен в память всех временных построек, возведенных на территории парка в начале 20-х годов к Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставке. Это образ масштабного архитектурного бюро, где на огромных кульманах устроены чертежи, зарисовки, фотографии и макеты строений, не дошедших до наших дней, кроме разве что руин так называемого «Шестигранника» — павильона Машиностроения Ивана Жолтовского. Именно им был разработан генплан ВСХВ. Кроме Жолтовского в проекте принимали участие архитекторы братья Илья и Пантелеймон Голосовы, Моисей Гинзбург, Андрей Буров, Виктор Кокорин и Николай Колли.

В 1928 году на территории бывшей выставки и Нескучного сада вырос парк культуры и отдыха с новейшими по тем временам аттракционами. Оформляли его братья Владимир и Георгий Стенберги. Период с 1934 по 1940-й связан с именем Александра Власова, который среди прочего осуществил перепланировку ромбовидного партера парка Константина Мельникова, заменив его огромным бассейном с мостиками, фонтанами и 12-метровой «Девушкой с веслом» Ивана Шадра, утраченной в войну. В 1943–1948 годах парк заново отстроили, и архитектор Щусев выстроил деревянный павильон к Выставке Победителей. Экспозиция «Гаража» задумана как иллюстрация эволюции архитектурных течений 1920–1940 годов с неожиданным и приятным бонусом в виде временной архитектуры ежегодного фестиваля «Архстояние» в Никола-Ленивце. По 9 декабря